Каждый год в сад аристократов Корсини во Флоренции, открывается дверь из мира консумизма, где нужно много и быстро, в мир, где каждый продукт единичен и сделан руками ремесленника вдумчиво, с заботой о каждой детали.
Artigianato&Palazzo — не классическая ярмарка, где на стендах расставлены товары. Там можно увидеть ремесленников за работой. В саду расставлены шатры, которые напоминают о ярмарках прошлого века или средневековые рыцарские турниры. В аллеях за мольбертами работают художницы школы искусств, чтобы запечатлеть на бумаге момент.
Читать также: Как и почему принцесса Джорджиана Корсини и ее друг Нери Торриджани создали Artigianato e Palazzo
На ярмарке приятно видеть преемственность поколений. Здесь трудятся ремесленники, которые уже сотрудничают с брендами в мире моды, гастрономии, туризма, дизайна, агрономии. И 12 ремесленниц и ремесленников младше 35 лет из Италии и других стран, которых выбрало жюри. Они только начинают свой путь, а Artigianato&Palazzo для них – возможность заявить о себе и найти клиентов, сотрудничество с брендами.
Vivai Belfiore Все шатры ремесленника Guido Toschi Intros Movimenti di Design
С некоторыми ремесленниками и ремесленницами я успела пообщаться. Мы поговорили о том, с чего они начинали, о страхах, где и в чём ищут вдохновение.
Le Morandine
В 2023 году выставка пройдёт
с 15 по 17 сентября
www.artigianatoepalazzo.it
Мартина Скарпа | Martina Scarpa
«Я поняла одно. Если ты ищешь вдохновение тогда, когда нет идей и сил, то лучше оставить себя в покое и перестать бесполезно ломать голову. Если мне придёт идея в голову, я попробую её реализовать».
– Я родилась со страстью к керамике, – улыбаясь, говорит Мартина.
Мартина живёт в городе Фаенца, в 30 минутах езды от Римини. Он славится производством керамики. Сегодня Мартина продолжает дело дедушки вместе с мамой. Прежде она успела получить два высших образования – в экономике и бизнес-администрировании, работала в международной компании. Там поняла, что несмотря на стабильность и перспективы, у неё может быть лучшая работа в мире. Мартина уволилась и начала помогать маме в мастерской.
– У меня было так много идей (прим. автора. – относительно керамики)! Офисная работа обременяла. Несмотря на это, она помогла мне разобраться на практике, как многое устроено в экономике и финансах. Нужно время, чтобы понять, чего ты хочешь на самом деле. Говоря между нами, многие не учились где-то, чтобы стать ремесленниками. Они пробовали себя в других сферах и пришли к тому, что им нравится делать на самом деле. Возможно, мы родились во времена, когда всё меняется быстро.
Дедушка Мартины работал бетонщиком, а в 70-е годы прошлого века увлёкся керамикой и открыл мастерскую. Вместе с другими керамистами они постоянно экспериментировали с техниками, делились открытиями и даже материалами. В то время они начали использовать обожжённую глину и эмаль, делали каменно-керамические изделия. В те годы дедушка открыл технику, которую Мартина с мамой продолжают использовать сегодня. Они обжигают керамику на низкой температуре — около 1000 градусов. Когда печь начинает остывать, добавляют спирт и сахар. При определённой температуре, каждый керамист выбирает свою, добавляют оксид меди и дальше происходит магия химических реакций, изделия и краски приобретают разные тональности и узоры.
– Можно экспериментировать с пропорциями меди, выбрать одинаковое количество в граммах, но никогда нельзя предсказать какими красками и узорами раскроется медь. И поэтому каждое изделие уникальное, – рассказывает Мартина.
Фаэнца – “оазис счастья для керамистов”. Так называет город Мартина. При муниципалитете города есть культурная организация Ente Ceramica Faenza. Её открыли в 1977 году, чтобы помогать и защищать деятельность и развитие мастерских. Они организуют выставки, международный конкурс “Premio Faenza”, проводят бесплатные курсы для керамистов.
– Я боялась работать самостоятельно. Потом поняла, что если не заладится, я вернусь в офис. Я думаю, когда хорошо работаешь и делаешь то, что нравится другим, всё получиться. Моя семья никогда не выезжала за пределы Фаенцы. Это ошибочно. Мы делаем нишевую продукцию и нас знают здесь, но мы не знаем, понравится ли наша продукция в других городах и странах. Благодаря социальным сетям, мне удалось сблизиться с молодёжью. В прошлом году мы продали много подарков на Рождество и моя мама была рада новым клиентам.
Марта Бенет Морера | Marta Benet Morera
@marta__benet https://martabenet.com/es/
Керамика и одежда
Азола, Италия
«Чтобы быть ремесленником, нужно мужество. Страшно всегда. Заниматься ремеслом рискованно. Оно требует страсти и понимания. Это очень важная вещь, чтобы сохранять и передавать традиции. Начинать всегда непросто, страшно. Зато потом появляются люди, которые ценят работу. Они покупают изделия и тем самым дают толчок двигаться вперёд»
Марта родилась и выросла в испанской Валенсии. Страсть к вышивке и керамике появилась ещё в детстве. В семье Марты не было ремесленников, но родители, бабушки и дедушки уважали ручной труд, поэтому Марту с детства окружали традиции и ремесла. Впервые с керамикой и вышивкой Марта столкнулась в школе, что не удивительно для Валенсии. После школы Марта поступила в университет на отделение архитектуры, а затем окончила курс по дизайну и моде, где научилась шить и моделировать одежду. В её коллекции мне понравились шелковые палантины, с подобными танцуют фламенко, с вышивкой из шелковой нити. Удивительно, что ни с одной, ни с другой стороны, не видны узелочки, поэтому не нужно заморачиваться где лицевая, а где тыльная сторона.
6 лет назад Марта переехала из Валенсии к молодому человеку под Мантую. В своей лаборатории помимо вышивки и создания одежды, Марта вплотную занялась керамикой. Её работы можно легко узнать по дизайну, в котором прослеживается структура тканей, переплетение нитей. Особенно это заметно на люстрах, подставках под горячее, панно.
В работе Марта использует натуральные материалы. Ткань, шелковые нити, глазурь она покупает в Валенсии, глину и терракоту в Италии.
«Когда у меня ступор, я всегда спрашиваю мнение или совет у других. Или беру день отдыха, сажусь на велосипед и еду на прогулку среди полей. Или читаю. Мне нравятся книги по ремеслу и антропологии. Переключение на другие дела помогает вернуться к работе»
Симоне Фалли | Simone Falli
Ткач
Чертальдо, Италия
@ozio.piccolostudiotessile https://oziopiccolostudiotessile.it
«У меня слишком много идей, поэтому нет периодов, когда я не знаю, откуда черпать вдохновение. Вместо этого я должен постоянно делать выбор. Потому что с тканью можно сделать многое»
Симоне в детстве проводил много времени в мастерской дяди ткача. Потом работал в разных сферах не связанных с ремеслом. А в 22 года вернулся в мастерскую дяди и проработал с ним 5 лет. 2 года назад он решил открыть своё дело. Симоне обустроил студию в доме, где живёт, вблизи Чертальдо. Там на станке, который он сам доработал под свои нужды, Симоне создаёт коллекции предметов одежды и аксессуаров для дома из льна, хлопка, шерсти.
80% материалов Симоне покупает в Тоскане, остальное на севере Италии. Он старается покупать материалы с сертификатами био, а также не использует пластик. Он упаковывает изделия в бумагу и стильные кейсы из дерева. Симоне надеется открыть ателье во Флоренции, потому что в небольших городах нет постоянного потока клиентов, как там. А ещё он хочет запустить линию мебели по доступным ценам.
Свои изделия он продаёт онлайн и отправляет по всему миру или клиенты записываются к нему на встречу и приезжают в студию. Симоне можно встретить на ремесленных ярмарках в Тоскане и других городах Италии.
«Единственный период, когда у меня не было желания работать случился в локдаун, когда я видел, как копятся и не продаются изделия. В это время было трудно поддерживать дух и продолжать работать»
Ана Марта | Ana Marta
Керамика
Лиссабон, Португалия
Instagram @anamartaceramica
https://anamartaceramica.pt
«Я начала работать 10 лет назад. Моя первая студия находилась в доме родителей в 30 минутах на машине от Лиссабона. Я не платила аренду. Но это было непроходное место. Поэтому я открыла студию в Лиссабоне. И сразу же увидела разницу. Сейчас я много работаю. Но до сих пор мне страшно. И поэтому я продолжаю преподавать в школе»
– Моё увлечение керамикой началось в детстве. Правда мои родители относились к этому скептически. Для них это было несерьёзное занятие. Они не верили в то, что я смогу состояться как керамист. Только сейчас они начали поддерживать меня.
После школы Ана Марта поступила на отделение скульптуры и выбрала направление керамики. Когда она окончила лицей, друзья и знакомые стали покупать её изделия. А накануне Рождества одна девушка попросила Ану Марту сделать на заказ подарки её близким. Так Ана Марта начала продавать керамику на ярмарках. Там она знакомилась с новыми клиентами, которые потом заказывали ей изделия. Иногда ей поступали интересные заказы и она не всегда знала, как именно претворить эти идеи в жизнь. Поэтому Ана Марта отучилась 2 года на продвинутом курсе по керамике.
– В 2015 году начался кризис, рынок керамистов оказался в упадке. И в это время я закончила мастерскую программу и начала преподавать керамику в общеобразовательной школе. Со временем интерес к керамике стал возвращаться, стали поступать заказы на изделия, проведение мастер-классов.
Ана Марта продолжает преподавать в школе и работать в студии в Лиссабоне. Помимо керамики, Ана Марта увлекается иллюстрациями и цианотипией. Это бессеребряный фотографический процесс, дающий при фотопечати изображение голубого оттенка.
– Я беру вдохновение в женском мире и природе. Это видно по моим работам. В них много цветочных и растительных мотивов. В Португалии меня вдохновляет местечко Serra di Lose рядом с городом Коимбра. Это лес. Моя мама родилась там. Там красиво и спокойно. Ещё меня вдохновляет пляж. Когда я устаю или мне нужно подумать, я иду к океану.
Мария Франческа Броджини | Maria Francesca Broggini
Вышивка золотой нитью
Монца, Италия
Instagram @aembrosia_luxuryembroidery
Сайт и онлайн магазин www.aembrosia.com
«Я изучала в деталях картины 1500-1600 годов, на которых были изображены платья с ценными кружевами и вышивкой той эпохи»
– Я люблю экспериментировать, – говорит Мария Франческа.
У Марии Франчески большие выразительные глаза. Они излучают счастье, когда она рассказывает о работе.
Любовь к вышивке зародилась, когда Мария Франческа изучала историю костюма в Академии изящных искусств Брера в Милане. Сначала она окончила школу моды, а затем специализировалась на сценическом костюме. Помимо этого, Мария Франческа училась в Королевской школе рукоделия в Англии, основанной в 1872 году. Она стажировалась в известном ателье Pino Grasso в Милане. Оно специализируется на вышивке для высокой моды. Мария Франческа призналась, что эта сфера не отличается креативом и это сковывало её желание экспериментировать, пробовать техники, развиваться, предлагать новое. Поэтому она запустила бренд Aembrosia. Его название – слияние двух слов. Aembrosia берёт название от напитка амброзия ambrosia из греческой мифологии, а буква “e” заимствовала из английского слова embroidery, что означает “вышивка”.
Мария Франческа создаёт украшения, используя современные и старинные методы ручной вышивки: вышивку для высокой моды и вышивку золотой нитью.
– Мне нравятся методы вышивки и кружева, которые непросто реализовать или которые уже не практикуют. Чем сложнее задача, тем мне больше нравится процесс. Это вызов и меня очаровывает то, что этой техникой владеют немногие. И я в их числе, – продолжает рассказ Мария Франческа, не отрываясь от работы, поэтому наш разговор проходит под шорох золотой нити.
Мария Франческа признаёт, что некоторые методы кружева и вышивки были потеряны в веках. Риск традиционных методов в том, что в них не внедряют инновации, и если нет сферы применения, они исчезнут. Например, золотая вышивка используется в Италии для украшения священных облачений и в странах, где ещё существуют королевские дома. В 1800-х вышивке придавалось большее значение. Были дворяне, которые заказывали одежду с вышивкой, было больше королевских домов. Сейчас изменился стиль мышления, уже нет королей во всех странах, нет дворянства, нужно быть более практичными, и вышивка нитями не имеет больше того значения и сферы применения. Она осталась в высокой моде.
По мнению Марии Франчески, с пандемией началась новый виток открытия ремесленников, ценности ручной работы и её уникальности.
– Роскошь будущего такова. Нет ничего более ценного, чем то, что сделано для вас. Поэтому я использую своё время, драгоценные материалы, свои знания специально, чтобы создать изделия для клиентов. Нет ничего более ценного, когда изделие сделано в технике, которую используют для создания нарядов королев. И оно не стоит как дизайнерское платье.
За проектом Марии Франчески стоит фраза из стихотворения английского поэта XIX века Джона Китса – Una сosa bella è una gioia per sempre. Эта фраза о том, что прекрасная вещь дарит радость навсегда.
– Она может показаться банальной. На самом деле это означает, что красота даёт нам силу. Истинная красота связана с понятием истины, чего-то хорошего. Это даёт силы двигаться вперёд в самые тёмные, сложные моменты. Благодаря красоте, мы можем преображать себя, улучшать нашу жизнь и достигать высших целей. Как химическая трансформация.
Так что, как признаётся Мария Франческа, каждый день она занимается арт-терапией. Это даёт ей ощущение покоя.
– В вышивке есть ритм, который повторяется, что делает это занятие медитативным, мозг отключается, и я больше не думаю о проблемах. Это как мантра. Вышивка очень терапевтическая. Для меня это связано с нашей жизненной миссией. Очень важно то, что движет стремлением к прекрасному. Как трудолюбивая пчела.
Я была рада рассказать вам истории этих молодых ремесленниц и ремесленника. Если вам понравились их работы, вы желаете больше узнать о них, купить изделия, то я оставила ссылки на соц. сети и сайты с магазинами ребят.